Тетраморфы — мифологические существа (как правило, животные), олицетворяющие четверичные космические структуры: страны света, времена года, стихии (иногда этот ряд может быть дополнен другими элементами). Изначально в мифологической картине мира это существа, персонифицирующие направления и располагаемые по четырем сторонам мирового древа; это хозяева и стражи «четырех сторон света», образы божественного покровительства, защиты от хаоса.
В древнекитайской космологии подобные функции изначально выполняет тетрада священных животных — дракон, феникс, единорог, черепаха. Аналогичные фигуры имеются на печатях Мохенджо- Даро. Возможным продолжением этого образа в индийской традиции являются ваханы (ездовые животные богов) и локапалы — божества, охраняющие страны света; первоначально их было четыре, затем стало восемь; считалось, что у каждого из них свой слон, поддерживающий землю с одной из сторон.
В Шумере функции тетраморфов выполняли лев, орел, павлин и бык. В целом можно обозначить следующую схему соответствий сторон света и существ-охранителей — для севера, запада, юга, востока: черная черепаха, белый тигр, красная птица, зеленый дракон (Юго-Восточная Азия); орел, вол, лев, человек (Ассирии, Древний Израиль); орел, слон, дракон, рыба (Древняя Греция), ястреб, шакал, обезьяна, человек (Древний Египет).
Образы тетраморфов западной традиции, известные, впрочем, еще по видению Иезекииля, появляются в Апокалипсисе: «...и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей» (Апок. Откр 4:8). Все звери, в соответствии с видениями Иезекииля и Иоанна Богослова, как правило изображаются крылатыми, хотя существуют манускрипты, где наблюдается отход от этого канона.
Также, некоторые художники, отправляясь от сведений Иоанна Богослова, покрывали крылья тетраморфов глазами. В христианской традиции за этими животными закрепляются следующие значения, связывающие их с образом Христа (согласно Иерониму): лев соответствует воскресению, орел — вознесению, человек — воплощению, бык — жертве.
Тетраморф, "четыре зверя", появляется в видениях ветхозаветных пророков Иезекииля (Иез 1:1-14, 10:1-22), а в несколько другой форме у Даниила (Дан 7:1-18) и в Откровении Иоанна Богослова, то есть Апокалипсисе (Откр 4:7-8). Когда раннехристианские авторы осмысляли ветхозаветное наследие, они отождествили зверей из видений с четырьмя евангелистами. Известно четыре различных системы отождествлений, принадлежащих, соответственно, Иринею Лионскому, Августину Блаженному, Псевдо-Афанасию и святому Иерониму. Но поскольку из названных богословов именно св. Иероним был автором общепринятого в средневековье перевода Библии на латынь ("Вульгата"), именно его интерпретация, изложенная в предисловии к евангелию от Матфея, стала наиболее распространенной в изобразительном каноне. Согласно Иерониму, тетраморф определяется следующим образом: святой Матфей – imago hominis, крылатый человек (иногда принимается: ангел), св. Марк – imago leonis, лев; св. Лука – imago vitulis, телец; св. Иоанн – imago aquilae, орел.
Почему именно так, Иероним объясняет в своем предисловии к комментарию на евангелие от св. Матфея. Согласно Иерониму св. Матфей был самым первым евангелистом, за ним следовал св. Марк, первый епископ Александрии, св. Лука был третьим и, наконец, св. Иоанн – четвертым. Эта последовательность – Матфей, Марк, Лука, Иоанн – сопоставляется Иеронимом порядку появления "лиц" четырех зверей из видения пророка Иезекииля (Иез 1:10): человек, лев, телец, орел.
|
...Когда Навуходоносор впервые взял Иерусалим (597), Иезекиилю было 25 лет. Пророка отправили в вавилонский плен вместе с царем Иехонией, его двором и всеми знатными людьми, числом около 10 тысяч человек; также из Иерусалима была вывезена драгоценная утварь Храма (ср.: 4 Цар. 24: 16). Иезекииль обосновался в Тель-Авиве на реке Ховар, крупной судоходной артерии в 60 километрах к югу от Вавилона, и женился. Его дом стал центром притяжения для иудеев-изгнанников, стекавшихся туда внимать слову Божию.
На пятый год плена пророку было откровение. Когда Иезекииль находился на берегу реки, небеса разверзлись и он узрел величественное видение Божества во славе. Бога несли на колеснице четыре крылатых херувима, каждый из которых был о четырех ликах: первый – льва, второй – орла, третий – быка, а четвертый – человеческий. Два крыла у каждого были устремлены вверх, а два покрывали их тела. Каждый шел прямо, не оборачиваясь, туда, куда хотел Дух, и пока они шли, был шум как во время грозы. Между ними был свет, подобный сиянию огня и молнии. Под животными были четыре колеса, двигавшиеся вместе с ними; над головами – подобие свода из кристалла, а над сводом – престол, будто из сапфира, а на престоле – некто, подобный человеку, будто пылающий металл, а вокруг – сияние, подобное радуге.
Упав на лицо свое, Иезекииль услышал глас Божий, велевший ему встать и отправиться к возмутившимся против Него израильтянам (см.: Иез. 1–2). И к нему простерлась рука со свитком, где было написано: «Плач, и стон, и горе». Ему было сказано съесть этот свиток – и во рту его слово Божие было как мед. Дух поднял его, и он услышал позади себя великое сотрясение: шум крыльев херувимов и громовой глас: «Благословенна слава Господа от места своего!» (см.: Иез. 2–3).
|